Vemiru.RU — Полезное: новости, статьи, выставки, материалы — Статьи. Инженерные системы. Системы отопления — Теплоизоляционные и притирочные материалы, применяемые в котельных

 

Теплоизоляционные материалы. Теплоизоляционными свойствами обладают материалы с низкой объемной массой и малой теплопроводностью. В котельных и тепловых сетях применяют теплоизоляционные материалы с высокой теплоустойчивостью и не вызывающие коррозии металла. В качестве теплоизоляционных материалов применяют: ватные материалы (минеральную, стеклянную, каолиновую и базальтовую вату); асбест и асбестсодержащие материалы (асбозурит, совелит, «ньювель»); диатомит; вермикулит; перлит; теплоизоляционные пенопласты.

Минеральную вату получают из расплавленных металлургических шлаков и горных пород, стеклянную, вату — из расплавленной стеклянной шихты, каолиновую — путем распыления жидкого расплава каолинового состава. При использовании ваты в качестве набивочного материала следует учесть их подверженность усадке. Работы с этими материалами и изделиями из них требуют осторожности и должны выполняться при условии обеспечения защиты глаз, органов дыхания, кожи. Из ватных материалов изготавливают различного типа плиты, прошивные и рулонированные маты на синтетическом, битумном, крахмальном связующем, а также полносборные конструкции. Такие конструкции состоят из теплоизоляционного слоя, наружного покрытия и крепежных деталей. В качестве защитного покрытия применяют тонколистовой алюминий и сплавы из него толщиной 0,3—1,0 мм, сталь кровельную и оцинкованную и другие материалы.

Асбест хризотиловый — горная порода волокнистого строения. После очистки от примесей подвергается расщеплению на тонкие эластичные волокна. Применяется непосредственно или в виде изделий совместно с другими составляющими. Асбест применяют в виде картона, бумаги, шнуров. Картон и бумагу используют в качестве термостойкого прокладочного материала. Перед укладкой листы увлажняют, что делает их эластичными и удобными для придания необходимой формы. Различного типа шнуры применяют для изоляции горячих труб малого диаметра, а также фасонных частей. Из асбеста можно сшить оболочку для изготовления изделия типа матраца, которую заполняют сыпучим или волокнистым теплоизоляционным материалом. Такие изделия, выкроенные соответствующим образом, применяют как съемную изоляцию арматуры, фланцевых соединений, механизмов. Матрацы простегивают насквозь асбестовой нитью и прошивают по периметру.

По методу нанесения на изолируемую поверхность изоляция бывает: засыпная и набивная, мастичная, оберточная шнурами и жгутами, матами и плитами, сборная с применением готовых изделий. Набивную и засыпную изоляцию применяют только в небольших объемах, на участках трубопроводов, где затруднено применение теплоизоляционных изделий. Для набивки применяют минеральную или стеклянную вату, каолиновое волокно, а для засыпки — асбозурит, совелит, ньювель, вермикулит, перлит и другие материалы. Указанными материалами заполняют полость между изолируемой поверхностью и металлической сеткой или металлическим кожухом. Сетку или кожух закрепляют на опорных кольцах, изготовленных из жестких теплоизоляционных изделий, а также из полосовой или круглой стали. После заполнения полости кожух закрепляют проволокой, а сетку сшивают.

Мастичную изоляцию выполняют из порошкообразных материалов (асбозурит, совелит, ньювель), затворенных в воде. При температуре изолируемой поверхности не выше 100 °С можно использовать шерстяные и бумажные очесы (отходы прядильных фабрик) и белую глину. Применяют мастичную изоляцию в случаях срочных горячих ремонтов, а также на небольших, малодоступных участках трубопроводов. Наносить изоляцию следует в несколько слоев, на очищенную поверхность с температурой не ниже 50 °С. Последний слой мастики выравнивают рейкой. Для обеспечения прочности изоляцию армируют проволочными каркасами (под штукатурку).

Оберточную изоляцию производят матами из стеклянной и шлаковой ваты с обкладочными материалами (металлическая сетка, асбестовая или стеклянная ткань), а также безобкладочными матами заводского изготовления. Маты укладывают в один и два слоя с перекрытием швов, закрепляют через 0,5 м бандажными кольцами из упаковочной ленты или проволоки диаметром 1,2—2 мм. Швы сшиваются мягкой проволокой диаметром 0,8 мм. Шнуры и жгуты применяют при изоляции труб малых диаметров. Их плотно навивают спиралью в 1—3 слоя. Концы навитых шнуров закрепляют кольцами из проволоки. При наматывании более одного слоя каждый последующий слой наматывают в обратном направлении. Концы навивки закрепляют кольцами из проволоки диаметром 1,2 мм.

Сборную изоляцию выпускают в виде стандартных штучных изделий: скорлуп (сегментов), плит, матов. Скорлупы на трубах закрепляют бандажами из проволоки или полосового железа, а для крепления щитов к вертикальным поверхностям предусматривают специальные крюки или другие устройства. Наружную поверхность изоляции покрывают асбоцементной штукатуркой, а в необходимых случаях — дополнительным защитным слоем.

Для наружных покрытий тепловой изоляции применяют: металлические листы (стальные толщиной 0,5—1 мм и алюминиевые толщиной 0,3—1 мм), листы из жестких стеклопластиков, оболочки из синтетических пленок, стеклоткань со специальными пропитками (лакостеклоткань), рулонные и дублированные материалы (фольгоизол, фольгоалюминий и др.). Применяют также и оштукатуривание поверхности изоляции асбоцементным и песчаноцементным раствором или мастиками (асбозуритовоц, асбозуритоцементной, асбозурито-асбестовой). Этот способ очень трудоемок и используется только для отдельных сложных участков изолируемой поверхности.

Притирочные материалы. Плотное (герметичное) прилегание плунжеров (золотников) к седлам, пробок к корпусам кранов и т. п. достигается притиркой, которую производят при помощи притира и притирочного материала. Притиры изготавливают из чугуна, мягкой стали, меди, твердых пород дерева, фибры и других материалов. Они имеют форму плиты, бруска, цилиндра, кольца, конуса или специальной фигуру в зависимости от притираемой детали. Притирку сопрягающихся поверхностей, например пробок кранов или клапанов, производят непосредственно, без притиров. В качестве притирочных материалов служат порошки, приготовленные из наждака, корунда, карборунда, а также толченое стекло и различные пасты. Широкое распространение получила паста ГОИ, изготавливаемая на основе оксида хрома. Выпускают пасту в виде цилиндрических брусков темно-зеленого (грубая и средняя) и светло-зеленого (тонкая) цвета. Для работы приготавливают полужидкую смесь порошка или пасты со смазкой. Смазка предотвращает быстрое притупление зерен притирочного материала и чрезмерный нагрев детали. В качестве смазки применяют различные вещества в зависимости от материала притира: для чугуна — газолин, керосин, скипидар, лярдовое масло; для мягкой стали — машинное иди, лярдовое масло; для меди — машинное масло, скипидар, содовую воду, спирт.

Наиболее часто в местных условиях приходится притирать пробочные краны. Для этого с пробки удаляют ограничитель поворота, пробку и гнездо промывают и насухо вытирают. Затем наносят равномерный слой притирочной смеси на поверхность пробки и вставляют ее в гнездо. При помощи ключа или специального зажима поворачивают пробку вправо и влево на угол 90—100°. После 5—6 двойных поворотов пробку приподнимают, поворачивают на 180° и повторяют цикл поворотов. Затем пробку и гнездо вновь протирают насухо, наносят новый слой притирочной смеси и продолжают притирку. Притирка считается законченной, если нанесенные на пробку карандашом два-три продольных штриха стираются при нескольких поворотах пробки в гнезде на угол 30—40°.

Источник: ООО «Вемиру»

E-mail: [email protected]

URL: www.vemiru.ru

Опубликовано
В рубрике Uncategorized