Устройство вентиляторов. Машины, применяемые для перемещения воздуха или продуктов сгорания, называются вентиляторами. По принципу работы вентиляторы делятся на радиальные (центробежные) и осевые. По условиям применения вентиляторы бывают: обычного исполнения (для перемещения чистого или малозапыленного воздуха); антикоррозионного исполнения (с применением материалов, стойких против действия агрессивных газов) взрывобезопасного исполнения (с применением материалов, исключающих возможность искрения при взаимном трении или ударов его частей во время работы); пылевые (с применением материалов повышенной огнестойкости).
Радиальный вентилятор состоит из спиралеобразного кожуха (улитки), имеющего входной и выходной патрубки, ротора (рабочего колеса) и станины с валом и подшипниками. На роторе закреплены лопатки, расположенные радиально, загнутые вперед или назад. Вентиляторы с лопатками, загнутыми вперед, создают большее давление, но имеют несколько меньший КПД и вызывают больший шум, чем вентиляторы с лопатками, отогнутыми назад. Имеются вентиляторы с двумя входными патрубками (двустороннего всасывания).
Перемещение газов (воздуха) обеспечивается вращением ротора, соединенного с электрическим двигателем. Ротор должен вращаться в сторону раскручивания спирали кожуха. Воздух, пройдя входной патрубок, попадает в межлопаточные каналы и под действием центробежной силы перемещается к корпусу вентилятора и направляется к выходному патрубку. По направлению вращения, если смотреть со стороны патрубка всасывания (в вентиляторах двустороннего всасывания — со стороны патрубка, свободного от привода), вентиляторы бывают правого вращения, когда ротор вращается по часовой стрелке, и левого вращения, когда ротор вращается против часовой стрелки. Ротор соединяют с двигателем следующими способами: общим валом; с помощью соединительной муфты, если частоты вращения вентилятора и двигателя совпадают; через ременную передачу — если не совпадают. У радиальных вентиляторов, предназначенных для перемещения продуктов сгорания, называемых дымососами и обозначаемых буквами Д или ДН, в отличие от дутьевых вентиляторов (ВД или ВДН) увеличена толщина лопаток, а корни лопаток усилены накладками. Внутренняя поверхность улитки дымососа обложена броневыми листами, которые можно заменять по мере их износа, а подшипники имеют водяное охлаждение.
Осевой вентилятор представляет собой лопаточное колесо, насаженное на ось электродвигателя и расположенное в цилиндрическом кожухе (обечайке). Лопатки бывают симметричного и несимметричного профиля. Количество воздуха, перемещаемое вентилятором с лопатками симметричного профиля, не зависит от направления вращения колеса. Вентиляторы с лопатками несимметричного профиля имеют более высокие технические характеристики. При этом тупые кромки лопаток должны быть направлены вперед.
Осевые вентиляторы, сравнительно простые по конструкции, обеспечивают перемещение большого количества воздуха, но при низком давлении в системе. Недостатком этих вентиляторов является также значительный шум, создаваемый ими во время работы. Крышные вентиляторы отличаются вертикальным расположением оси, имеют короткий патрубок и бывают радиального или осевого типа. Их устанавливают непосредственно на кровле (перекрытии) производственных помещений.
Во время движения поток газов или воздуха преодолевает трение о стенки каналов, сопротивление движению потока на поворотах, в местах изменения сечения канала и установки шиберов и т. д. Общее сопротивление газового или воздушного тракта зависит от его длины и шероховатости внутренних поверхностей стенок, наличия поворотов, тройников, где сливаются или расходятся потоки, переходных патрубков от вентиляторов к каналам. Сопротивление тракта преодолевается давлением, создаваемым вентилятором.
Основными характеристиками тягодутьевых машин являются: полное давление, кгс/м2; подача, м3/ч; КПД, %; мощность электродвигателя, кВт. Полное давление, создаваемое дымососом или вентилятором, равно сумме значений разрежения на входе в вентилятор и давления на выходе из него; подача соответствует объему газа (воздуха), проходящего через вентилятор за 1 ч; КПД показывает, какая часть потребляемой мощности полезно расходуется на работу вентилятора. Подача и давление, которые могут быть обеспечены вентилятором, зависят от его размеров, конструктивных особенностей, частоты вращения рабочего колеса (числа полных оборотов в минуту). Основным размером вентилятора является диаметр рабочего колеса, который указывают в обозначении типа вентилятора. Необходимый тип вентилятора и электродвигателя к нему определяют по специальным таблицам или графикам в соответствии с расчетной подачей и необходимым полным давлением.
Для регулирования подачи тягодутьевых машин применяют осевые направляющие аппараты. Устройство состоит из нескольких лопаток, поворачиваемых под различным углом с помощью общего кольца. При этом меняется поперечное сечение канала, а, следовательно, и объем перемещаемой среды. Положение лопаток должно быть таким, чтобы поток газа (воздуха) до входа его в машину закручивался в направлении вращения ротора. Устанавливают тягодутьевые машины на отдельные или общие с электродвигателями фундаменты. Для того, чтобы вибрация вентиляторов не передавалась воздуховодам, предусматривают следующие конструктивные решения: вентиляторы с воздуховодом соединяют короткими вставками из плотной прорезиненной ткани; для фланцевых соединений металлических воздуховодов применяют прокладки из резины или асбестового картона; между фундаментом и опорами вентилятора и двигателя устанавливают виброизолирующие прокладки заводского изготовления; между фундаментом и грунтом или полом котельной оставляют пространство не менее 50 мм, заполненное упругим неорганическим материалом.
Дефлекторы. Устройства, предназначенные для удаления воздуха, называют дефлекторами. Применяемые дефлекторы типа Т состоят из патрубка с расширенной верхней частью и цилиндра, диаметр которого в 2 раза больше диаметра патрубка. Выпускают дефлекторы с патрубками диаметром от 200 до 1250 мм. Объем воздуха, удаляемого при благоприятных условиях, составляет для дефлекторов большого диаметра 10-— 15 тыс. м3/ч. Дефлектор работает под воздействием гравитационного и ветрового давления. Гравитационное давление (по аналогии с тягой в дымовой трубе) вызывается разностью давления наружного (холодного) и внутреннего (теплого) воздуха. При равенстве температур внутреннего и наружного воздуха гравитационное давление отсутствует. Влияние ветра заключается в том, что воздушный поток, омывая дефлектор, создает за ним зону разрежения; благодаря чему и происходит отвод воздуха из помещения, на котором установлен дефлектор.
Количество и типоразмеры дефлекторов зависят от объема удаляемого воздуха, а места расположения — от размеров (в плане) котельного зала. В связи с изменением условий воздухообмена дефлекторы отдельно стоящих и встроенных котельных должны иметь регулирующие клапаны, управление которыми должно быть выведено в зону, доступную для эксплуатационного персонала. Чтобы обеспечить однократный воздухообмен даже при отсутствии явной теплоты, один из дефлекторов должен быть без регулирующего клапана.
Источник: ООО «Вемиру»
E-mail: [email protected]
URL: www.vemiru.ru