Трубы, изготовленные из чугуна и стали, после их укладки подвергаются почвенной коррозии. Основными причинами, вызывающими почвенную коррозию, могут быть химические, электрохимические и электрические факторы.
При химической коррозии постепенное разрушение металла, из которого изготовлена труба, вызвано действием жидкостей, не являющихся электролитами, и агрессивных газов. При этом стенка трубы обычно равномерно утончается, а значит, вероятность сквозного повреждения при этом виде коррозии невелика.
Основной причиной коррозии металла в почве является электрохимическая коррозия. Металл трубы при этом становится электродом, а грунтовые воды с растворенными в них солями являются электролитом. Опасность электрохимической коррозии состоит в узкой направленности её действия, что приводит к возникновению локальных изъязвлений и каверн в стенках трубопровода, которые могут со временем превращаться в сквозные отверстия и нарушать целостность трубопровода.
Постоянное действие на трубопровод блуждающих токов (образующихся, например, в результате утечек с рельсов электрифицированного транспорта в грунт) может приводить к электрической коррозии, связанной с электролизом металла. Такой вид коррозии очень распространен в условиях города, особенно рядом с тяговыми подстанциями трамваев и троллейбусов.
Интенсивность коррозии в почве зависит, прежде всего, от влажности, содержания в почве электролитов (кислот и солей) и воздуха, способности почвы проводить электрический ток. В сухой почве коррозия происходит гораздо медленнее, чем во влажной (скорость коррозии максимальна, если содержание воды в почве составляет от 11 до 13%). Замедляет коррозийное разрушение труб и низкая электропроводность почвы.
Для защиты металлических труб от коррозии чаще всего прибегают к различным методам изоляции труб от агрессивного окружения. В качестве изолятора обычно используют битум с добавками специальных наполнителей для увеличения прочности покрытия. Такая смесь называется битумной мастикой, чаще всего в её состав вводят цемент или асбест. Дополнительная изоляция трубы обеспечивается за счет оборачивания гидроизолом. Это – асбестовая бумага, в которую добавлено от 15 до 20% целлюлозы, насыщенной битумом. Еще один актуальный оберточный материал для изоляции трубопровода — это бризол, кроме битума в его состав включают отходы вышедшей из употребления вулканизированной резины.
Подготовка к последующей изоляции трубопровода состоит в очистке поверхности трубы до металлического блеска, после чего трубу грунтуют раствором, содержащим 1 часть нефтяного битума и 2 части бензина. Когда слой грунтовки высох, на поверхность трубы наносят горячую массу битумной мастики, чередуя слои мастики со слоями гидроизола или бризола.
Число слоев мастики и оберточного материала определяет типы изоляции. Она может быть обычной, усиленной и весьма усиленной. Какой тип изоляции выбрать заказчик решает, исходя из коррозионной активности почвы, в которой планируется прокладка трубопровода.
Информация предоставлена сайтом www.remontus.com
Автоматизация торговли? КИС «ФОЛИО Купец» — универсальное решение для автоматизации розничной и оптовой торговли