Vemiru.RU — Полезное: новости, статьи, выставки, материалы — Статьи. Инженерные системы. Системы отопления — Эксплуатация систем газоснабжения газифицированных котельных

 

Эксплуатация газопроводов и газового оборудования котельных включает следующие виды работ: техническое обслуживание; плановые текущие ремонты; плановые капитальные ремонты; аварийно-восстановительные. Техническое обслуживание и плановые текущие ремонты газового оборудования котельной, где бы она не эксплуатировалась: в Москве, Санкт-Петербурге, Омске, Нижнем Новгороде, Рязани, Ульяновске, Туле, Архангельске и т. д., могут выполняться силами слесарей-газовиков из штата газовой службы предприятия или специализированной организации по договору. Численность ремонтной бригады слесарей, прошедших специальное обучение, зависит от размеров и сложности системы газоснабжения, но должна быть не менее трех человек.

Работы должны выполняться в сроки, предусмотренные календарными графиками, которые должны быть составлены исполнителями и утверждены руководством предприятия. При составлении графиков необходимо учитывать сроки ремонта вспомогательного оборудования и местные условия безопасной эксплуатации. Графики технического обслуживания и текущего ремонта систем автоматического регулирования и безопасности сжигания газа составляют на основании сроков, указанных в эксплуатационных инструкциях заводов-изготовителей. Результаты выполнения работ по обслуживанию и ремонту газопроводов и газового оборудования котельной следует отмечать в эксплуатационно-технической документации (журналы работ, ремонтные карты, прилагаемые к паспортам газопроводов или ГРП, ГРУ). Контроль за соблюдением сроков, качества и объемов выполненных работ осуществляет лицо, ответственное за газовое хозяйство.

Обслуживание газопроводов. Наблюдение за состоянием подземных газопроводов и сооружений на них осуществляется обходом трассы газопроводов не реже одного раза в два дня. Наличие газа в колодцах, подвалах и полуподвалах, коллекторах, расположенных на расстоянии 15 м по обе стороны от трассы, следует проверять с помощью газоиндикаторов. Применение для этой цели огня категорически запрещается. При обнаружении газа в каком-либо из сооружений необходимо известить ответственного за газовое хозяйство и аварийно-диспетчерской службы (АДС) газосбытовой организации, так как наличие газа может быть вызвано утечкой его в распределительном газопроводе, и действовать в соответствии с планом ликвидации аварий. При обходах выполняют следующие работы: проверяют состояние трассы, загазованность колодцев, подвалов, контрольных трубок, выявляют утечки газа по внешним признакам (пожелтение растительности, бурые пятна на снегу, выделение пузырьков газа и т. д.); удаляют с крышек колодцев и коверов снег, лед, грязь; проверяют наличие конденсата в конденсатосборниках; проверяют состояние мест выхода газопровода из земли.

Текущий ремонт подземных газопроводов следует выполнять по мере необходимости, но не реже одного раза в год. Работы включают: очистку колодцев, задвижек и компенсаторов от грязи; устранение перекосов и оседаний крышек колодцев и коверов и их окраску; наращивание или обрезку выводных трубок конденсатосборников, гидрозатворов и контрольных трубок; замену неисправных кранов водосборников; исправление или установку настенных знаков; проверку и закрепление лестниц и скоб в колодцах и ограждений наружных вводов; «разгон» шпинделя задвижки и его смазку; проверку плотности и набивку сальников; проверку плотностей всехсоединений задвижек и компенсаторов с помощью мыльной эмульсии; окраску задвижек и компенсаторов; ремонт отдельных мест стенок колодцев; заделку выбоин и восстановление отмостки. Проверку плотности подземных газопроводов котельных и состояние их изоляции проверяют не реже одного раза в пять лет с помощью приборов, позволяющих выявлять утечки газа и места повреждения изоляции подземного газопровода без вскрытия грунта, бурового или шурфового осмотра. Эти работы должны выполняться с соблюдением требований соответствующих производственных инструкций. Данные бурового и шурфового осмотров следует заносить в эксплуатационный паспорт газопровода.

При осмотре надземных газопроводов проверяют: состояние изоляции (если она имеется) и окраски труб; состояние опор и устройств защиты газопроводов от падения электропроводов в местах их пересечения; исправность площадок, лестниц и ограждений, защитных козырьков; наличие коррозии или трещин на корпусах арматуры; плотность сальников и наличие смазки в резьбовых соединениях арматуры; отсутствие утечек газа; проходимость продувочных трубопроводов; производят очистку от наледи и снега. При осмотре внутренних газопроводов проверяют: состояние окраски; состояние опор и креплений; плотность всех соединений, наличие коррозии и трещин на корпусах газового оборудования и арматуры, наличие ограничителей поворота на запорной арматуре и накладных ключей на пробочных кранах.

Текущий ремонт надземных и внутренних газопроводов выполняют по мере надобности, а плановые ремонты — в соответствии с календарным планом. Плановые ремонты включают: закрепление опор; ремонт тепловой изоляции (если она имеется); окраску газопроводов; контрольную опрессовку; ремонт запорной, регулирующей и предохранительной арматуры, установленной на газопроводе. До начала производства работ ремонтируемый газопровод должен быть отключен от действующего газопровода установкой заглушки за запорным устройством (по ходу газа). В ремонт запорной и регулирующей арматуры входит: очистка от грязи, старой смазки и промывка (желательно керосином или уайтспиритом), притирка уплотнительныхповерхностей; смазка пробок кранов, штоков задвижек; замена сальникового уплотнения; сборка и проверка легкости хода и отсутствия «биения» шпинделя задвижки («биение» часто приводит к утечкам газа); ремонт ограничителей поворота; углубление риски на пробке крана; замена смазки в самосмазывающихся кранах; проверка плотности задвижек. Плотность задвижек после ремонта проверяют достаточно простым и надежным способом с применением керосина. Для этого одну сторону затвора покрывают меловым раствором. После просыхания мелового слоя задвижку кладут окрашенной стороной вниз, а сверху на затвор наливают керосин. Если через час на меловой поверхности не появятся керосиновые пятна, задвижку считают плотной.

Источник: ООО «Вемиру»

E-mail: [email protected]

URL: www.vemiru.ru