Общие требования. Одним из основных условий нормальной и безопасной эксплуатации котлов, трубопроводов, вспомогательного и газового оборудования является применение не только при изготовлении, но и при ремонте материалов, соответствующих требованиям действующих нормативных документов. Качество листовой стали, труб, поковок, крепежных деталей, стальных и чугунных отливок, сварочных, изоляционных, прокладочных, уплотнительных, теплоизоляционных, огнеупорных и других материалов должно соответствовать требованиям различных стандартов, например ГОСТ и технических условий на изготовление (ТУ). На все материалы при их применении в котельной должны иметься сертификаты, а на оборудование и изделия — паспорта заводов-изготовителей.
Контроль применяемых в процессе эксплуатации, а также при ремонтах труб, арматуры и материалов входит в обязанности инженерно-технических работников котельной. Эксплуатационный персонал не должен применять случайные материалы, свойства или качества которых не известны или не соответствуют требуемым. До начала монтажа трубы и фасонные части, изготовленные из труб, арматура и оборудование должны быть подвергнуты внешнему осмотру. На поверхности металла не должно быть плен, трещин, закатов и глубоких рисок. Фасонные части, детали и оборудование не должны иметь вмятин, забоин, признаков расслоения металла, глубоких раковин.
В котельных нашлось место, как черным, так и цветным металлам. К черным относятся наиболее распространенные сплавы железа и углерода — сталь и чугун. Сталь обладает высокой прочностью и твердостью, сопротивляемостью ударным нагрузкам. Вместе с тем сталь поддается ковке, обработке на металлорежущих станках, изделия из стали хорошо свариваются. Физико-механические свойства стали и чугуна значительно улучшаются при введении в их состав легирующих химических элементов, к которым относятся хром, никель, вольфрам, ванадий, кобальт, молибден, алюминий, медь. Так, например, хром увеличивает твердость, прочность, коррозионную стойкость стали. При большом содержании хрома сталь становится нержавеющей. Медь увеличивает коррозионную стойкость. Таким образом, в зависимости от производимого изменения улучшается то или иное свойство металла, используемого в котельной.
Из цветных металлов в котельно-отопительной технике наиболее широко применяются медь, алюминий и их сплавы с другими металлами. Медь отличается высокой электро- и теплопроводностью, а также стойкостью к атмосферной коррозии, устойчивостью по отношению к воде, разбавленным кислотам и другим средам. Алюминий обладает малой плотностью и достаточной прочностью, высокой электро- и теплопроводностью, устойчивостью к атмосферной коррозии.
Коррозия металлов. Коррозией называется разрушение металлов, вызываемое химическим или электрохимическим воздействием на них внешней среды (кислорода, диоксида углерода, грунта, влаги) или блуждающих в земле электрических токов. При химической коррозии металл вступает в реакцию с кислородом, содержащимся в воздухе (внешняя коррозия), или с кислородом, содержащимся в воде. Последнее часто встречается в системах теплоснабжения. При этом происходит разрушение металла, а образующиеся оксиды железа заполняют внутреннее пространство труб.
В котлах в основном происходит электрическая коррозия, обусловленная наличием мельчайших гальванических пар из-за неоднородности металла и наличия в котловой воде солей. При движении электрического тока происходит перенос металла с анодных участков в воду. Коррозия внутренних поверхностей котлов может быть вызвана также воздействием кислорода воздуха, попадающего в котел в периоды его остановки. Эту коррозию называют стояночной. Подземные трубопроводы подвергаются разрушению от почвенной коррозии, зависящей от наличия в грунте растворов солей, кислот, щелочей, вызывающих электрохимические процессы между металлом и этими соединениями. Процессы электрохимической коррозии аналогичны процессам, происходящим в гальваническом элементе. Процесс коррозии трубопроводов от блуждающих токов заключается в следующем. Электрический ток трамваев, метрополитена, электропоездов стекает с рельс в окружающий грунт и попадает на подземный трубопровод. Затем вблизи тяговых подстанций ток стекает с трубопровода к отрицательной шине подстанции. В местах стекания тока (анодные зоны) происходит разрушение металла и образование в нем язвин. От почвенной коррозии трубопроводы защищают противокоррозионной изоляцией, а для борьбы с блуждающими токами применяют специальные установки электрохимической защиты. В необходимых случаях применяют и другие методы защиты изделий: металлические, лакокрасочные и полимерные покрытия, эмали, защитные пленки, смазки (для защиты при хранении).
Источник: ООО «Вемиру»
E-mail: [email protected]
URL: www.vemiru.ru