До 90-х годов широко применялись в России блочно-модульные (транспортабельные) котельные довольно, с целью теплоснабжения временных и удаленных объектов. В общем отечественное производство было направлено на выпуск крупных энергетических агрегатов, а значительная часть модульных установок ввозилась в Советский Союз из-за рубежа (в основном – из Финляндии). В настоящее время на рынке доминируют российские предприятия, широко использую иностранное оборудование.
Транспортабельная котельная представляет собой полный комплект необходимого технологического и вспомогательного оборудования, размещенного в здании контейнерного типа. Конструкция и мощность фундамента определяются конкретными условиями, как правило, достаточно бетонных блоков или дорожных плит. Крышные котельные в контейнерном исполнении в основном устанавливаются на платформах, опирающихся на несущие стены здания. Отдельные фундаменты необходимы для труб мощных блочно-модульных установок.
В настоящее время применение блочно-модульных котельных стало довольно распространенным бизнесом. С производителями котлов здесь конкурируют, а так же сотрудничают специализированные монтажные и пусконаладочные предприятия. Значительную часть рынка занимают организации, компетентные скорее в производстве ограждающих конструкций, чем в инженерном оборудовании, не обвиняя данную категорию поставщиков в непрофессионализме полностью, следует предостеречь заказчиков от возможных неприятностей.
Недостатки централизованного теплоснабжения стимулируют высокий спрос на автономные котельные установки промышленного уровня. Их применяют не только на производственных объектах, но и в жилых, а также офисные здания. Котельные часто сооружаются в контейнерном исполнении, такое их применение исключает необходимость возводить или перестраивать здания; размещенное в утепленных модулях оборудование не требует обустройства капитального фундамента. Помимо того, сборка в заводских условиях и на базах монтажных организаций гарантирует качество работ, а так же значительно снижаются стоимость монтажа и транспортные расходы.
Котельная должна полностью соответствовать действующим требованиям и содержать все элементы, обязательные для стационарных установок, включая системы водоподготовки, насосное оборудование, автоматику.
«Правила устройства и безопасной эксплуатации паровых котлов с давлением пара не более 0,07 МПа (0,7 кгс/см2), водогрейных котлов и водоподогревателей с температурой нагрева воды не выше 388К (115 С)» и СНиП II-35-76 – предусматривают следующие функции:
- автоматическое погодозависимое регулирование температуры теплоносителя;
- автоматическая подпитка сети при падении давления в обратном трубопроводе;
- местный контроль температуры и давления;
- включение резервного сетевого насоса; автоматическое включение внутрикотловых циркуляционных контуров при понижении температуры в обратном трубопроводе;
- остановка приточного вентилятора в случае загазованности или пожара;
- отключение подачи газа и пуск вытяжного вентилятора при появлении загазованности.
Вышеуказанный набор автоматики позволяет обходиться без постоянного эксплуатационного персонала; аварийные сигналы поступают в диспетчерскую.
Помимо отопительных транспортабельных котельных так же применяют паровые блочно-модульные установки, обеспечивающие объекты паром промышленных параметров.