Vemiru — Статьи. Котлы и котельное оборудование: газовые котлы, отопительные котлы (котлы отопления), водогрейные котлы. Тепловые пункты.

 

Когенерация — это технология комбинированной выработки энергии, позволяющая резко увеличить экономическую эффективность использования топлива, так как при этом в одном процессе производятся два вида энергии — электрическая и тепловая. Максимальный экономический эффект когенерации достигается путем рационального использования электрической и тепловой энергии на месте их потребления. В этом случае бросовая энергия (тепло выхлопных газов и систем охлаждения агрегатов, приводящих в движение электрогенераторы, или излишнее давление в трубопроводах) может быть использована по прямому назначению. Утилизируемое тепло может быть также использовано в абсорбционных машинах для производства холода (тригенерация).

Существуют три основных типа когенераторных установок (КУ):

  1. энергоблоки на базе двигателей внутреннего сгорания (ГПА),
  2. газотурбинные установки (ГТУ),
  3. парогазовые установки (ПГУ).

Система когенерации (или мини-ТЭС) состоит из четырех основных частей:

  1. первичный двигатель. www.vemiru.ru В качестве первичного двигателя применяются поршневой двигатель, газовая турбина, паровая турбина или комбинация паровой и газовой турбин,
  2. электрогенератор,
  3. система утилизации тепла,
  4. система контроля и управления.

К основным достоинствам мини-ТЭС относят:

  1. Малые потери при транспортировке тепловой энергии по сравнению с системами централизованного теплоснабжения.
  2. Автономность функционирования (независимость от энергосистемы) и возможность продажи в энергосистему излишков вырабатываемой электроэнергии и покрытия дефицита тепловой энергии при расположении малой ТЭЦ в зоне централизованного теплоснабжения.
  3. Повышение надежности теплоснабжения:
    • перебои с подачей электрической энергии в котельную не приводят к прекращению работы теплоисточника;
    • при расположении малой ТЭЦ в зоне централизованного теплоснабжения обеспечивается минимально допустимая подача тепла в здания в случае аварий на тепловых сетях.
  4. Возможность тепло- и электроснабжения автономных (не связанных с единой электросистемой) объектов: удаленных, труднодоступных, рассредоточенных на большой территории и др.
  5. Обеспечение аварийного тепло- и электроснабжения мобильными энергоустановками.

Двигатели внутреннего сгорания (ГПА) — традиционные дизельные электростанции, применяющиеся в качестве резервных источников электроэнергии. ГПА оборудованные теплообменником или котлом-утилизатором становятся мини-ТЭС.

Два режима работы ГПА:

  1. номинальный режим (максимальная нагрузка и скорость в течение 24 час. в сутки весь год, остановка осуществляется только для планового техобслуживания);
  2. резервный режим, работа в случае не функционирования основного источника энергии.

Бросовое тепло выхлопных газов, систем охлаждения и смазки двигателя идет на отопление и горячее водоснабжение. В механическую работу преобразуется треть энергии топлива. Остальная ее часть превращается в тепловую энергию. Кроме дизельных двигателей используются также газовые и газодизельные двигатели внутреннего сгорания. Газовый двигатель может быть оборудован несколькими карбюраторами, что дает возможность работать на нескольких сортах газа. Газодизельные агрегаты одновременно с газом потребляют до 1,5% дизтоплива, а в аварийном режиме плавно переходят с газа на дизтопливо. Дизельные когенераторы более предпочтительны в негазифицированных районах из-за более высокой, по сравнению с газом, стоимости нефтяного топлива. В качестве горючего могут быть также использованы биогаз, газы мусорных свалок, продукты пиролиза, что значительно повышает эффективность их использования на фермах, мусороперерабатывающих заводах, очистных сооружениях. ГПА с воспламенением от искры имеют наилучшее соотношение «расход топлива/энергия» и наиболее эффективны при мощностях от 0,03 до 5–6 МВт. ГПА с воспламенением от сжатия (дизеля) работают в диапазоне мощностей от 0,2 до 20 МВт.

Особенности ГПА:

  • малое количество выброса окислов азота;
  • более длительный период работы (150-200 тыс. часов);
  • низкий уровень капиталовложений;
  • легкость при переходе на другой вид топлива.
Опубликовано
В рубрике Uncategorized